Forbes,
27 марта 2023 г.
Влечение к лечению: за счет чего вырос рынок MedTech в 2022 году 315 просмотров
Объем рынка MedTech по итогам прошлого года увеличился почти на 30% и составил около 20 млрд рублей, следует из отчета агентства Smart Ranking. В 2022 году большинство компаний столкнулись с проблемами с цепочками поставок, платежами, заморозкой контрактов, дефицитом квалифицированных кадров. Эти сложности в основном затрагивали первое полугодие, во второй половине 2022-го участники рынка адаптировались к новой реальности и сумели оптимизировать внутренние процессы
Телемедицина как локомотив
Агентство Smart Ranking исследовало результаты топ-40 компаний на рынке MedTech в 2022 году и опросило их руководителей. Согласно данным отчета, с которым ознакомился Forbes, российский MedTech вырос на 27,71%, его объем составил 19,46 млрд рублей. Большую часть рынка по-прежнему занимает сегмент телемедицины — за год его доля составила 50,16% от объема выручки топ-40, выручка за этот период 9,76 млрд рублей (рост сегмента на 41,37%). «Сегмент телемедицины очень разношерстный, — обращают внимание аналитики Smart Ranking. — Он включает в себя как классические телемедицинские компании, предоставляющие дистанционные консультации врачей, так и сервисы, предоставляющие цифровой ДМС как услугу, а также платформы онлайн-психотерапии, стремящиеся к тому, чтобы стать ядром телемед-системы в b2b-сегменте».
Рост начался еще в период локдауна — получилось так, что пандемия открыла возможности телемедицинских консультаций и мониторинга и для пациентов, и для врачей, которые раньше относились к онлайн-форматам настороженно, объясняет Forbes генеральный директор группы компаний «Доктис» Сергей Лежнин. Многие люди, по его словам, продолжают работать удаленно, в том числе уехали в другие регионы, где сложнее быстро попасть на прием к врачу, найти окно для записи. «Они активнее используют телемедицинские консультации. Также страховые компании стали включать их в программы ДМС», — продолжает он.
На втором месте по вкладу в общий размер рынка с долей 22,07% сегмент медицинских устройств. Выручка внутри сегмента составила 4,3 млрд рублей, рост, по сравнению с 2021-м, —12%. Топ-3 замыкает сегмент медицинских и научных исследований: его доля рынка — 9,93%, это 1,93 млрд рублей, причем рост — более 25%.
Кроме того в рынок MedTech входят сегменты «Платформы и разработчики ПО» (занимает 9,21% рынка, это почти 1,8 млрд рублей, рост на 20,31%) и «Онлайн-обучение медработников» (8,64% рынка, выручка — 1,68 млрд рублей, рост на 20,12%).
Выставка авангарда
На первой строчке рейтинга среди компаний закрепился телемедицинский сервис «СберЗдоровье», он безусловный лидер с выручкой за год 5,2 млрд рублей и ростом на 40,5%. По словам гендиректора компании Дениса Швецова, спрос со стороны пользователей и бизнеса менялся в течение года и был неоднородным. «Мы видели это по количеству запросов на наши услуги со стороны компаний, а также записей к врачу и онлайн-консультаций, — продолжает он. — Уже к лету заметили обычный для этого сезона уровень спроса в b2b- и b2c-сегментах, а осенью востребованность наших сервисов значительно выросла. В итоге год мы закончили в рамках запланированных показателей. В первую очередь это произошло из-за спроса на корпоративные гибридные продукты — бизнес стремился улучшить компенсационный пакет для сотрудников, внедряя удобные для них сервисы и well-being программы».
Вторую строчку по-прежнему занимает телемедицинский сервис «Доктис», выручка которого в 2022 году составила 1,3 млрд рублей и выросла на 40,9%. Сергей Лежнин отмечает, что наиболее сложным оказался II квартал, когда резко снизилась экономическая активность населения, стали недоступны привычные каналы продвижения и нужно было перестроить маркетинговую активность, а также скорректировать сроки запуска ряда новых продуктов.
На третьей позиции сервис онлайн-обучения медработников «Актион Медицина» — лидер своего сегмента с выручкой в 2022 году 1,2 млрд рублей (рост на 16,2%). По словам директора направления «Клиническая медицина» группы «Актион» Дмитрия Зацепина, росли покупки как у «физиков», так и в корпоративном сегменте. «Факторов было несколько. Первый — адаптация медиков новых регионов под наши стандарты. Из России ушли международные базы знаний для врачей — прошлые лидеры этого сегмента с платной подпиской, — перечисляет он. – Следующий фактор: внедрение клинических рекомендаций по нормативным документам скоро закончится, но по факту многое не сделано — из-за нехватки врачей многие медработники вынуждены работать по непрофильным или смежным направлениям, им нужно быстро разбираться в актуальных подходах и необходима поддержка, которую мы оказываем и рекомендациями, и обучением».
Лидером роста за год стал новый участник рейтинга — стартап Budu, входящий в группу «Ренессанс страхование», выручка которого выросла за год на 528,57% и составила 616 млн рублей, указывают в Smart Ranking. «Многие компании столкнулись с необходимостью урезать расходы, в том числе в сфере заботы о сотрудниках. С другой стороны, более половины россиян называют наличие ДМС вторым по важности фактором при выборе места работы после размера вознаграждения, поэтому в условиях конкуренции за квалифицированные кадры наш продукт «выстрелил», — объясняет гендиректор Budu Джейхун Рахметов. В любой MedTech-компании, по его словам, есть три ключевых блока: медицинский — врачи, технологический — разработка, и product-менеджеры, позволяющие «заворачивать» компетенции врачей и технологии IT в продукты. «И по всем трем направлением сегодня на рынке ощущается дефицит квалифицированных кадров», — говорит он.
Справиться с турбулентностью
Несмотря на то, что уровень заболеваемости коронавирусной инфекцией снизился, врачи, помогающие преодолеть последствия болезни, по-прежнему востребованы — неврологи, кардиологи и другие специалисты, указывают участники рынка. По словам Дениса Швецова, в b2b-сегменте усилился запрос на гибридные медицинские продукты — решение посещать врача очно или онлайн экономит время сотрудников и средства бизнеса на оказание помощи.
Другим важным изменением в запросах компаний стал усилившийся тренд на оказание ментальной помощи сотрудникам. «В прошлом году мы стали предлагать больше сервисов, которые касались психологической поддержки, — рассказывает Швецов. — Как итог, примерно каждый четвертый контракт включал в себя решения психологической помощи». Тенденцию подтверждают и профильные площадки. Так, операционный директор сервиса «Ясно» Анна Никулина говорит, что компания столкнулась с волной большого объема запросов о психологической поддержке от бизнеса: «Это увеличило нагрузку на команду и потребовало ее расширения, но увеличило и рост бизнеса. Наше корпоративное направление выросло в три с половиной раза».
С одинаковыми сложностями столкнулись компании из сегмента исследований. Так, цены на реагенты в рублях выросли, многие поставщики прекратили отношения с российскими компаниями, увеличилась стоимость привлечения клиентов из-за потери ранее эффективных рекламных каналов. Напомним, многие западные компании свернули свою рекламную деятельность в России: в частности, львиную долю трафика давали ресурсы Google и Meta (признана экстремистской организацией, ее деятельность в России запрещена). Пришлось изменять цепочки поставок с Запада на Восток и осваивать новые соцсети для продвижения бренда также лаборатории гистологии и иммуногистохимии Unim — при этом, по словам управляющего директора компании Марии Дмитриевой, основной продукт остался неизменным. В свою очередь, от долгосрочного планирования к краткосрочному перешли в биомедицинском холдинге «Атлас».
Чего ждать от 2023 года
Несмотря на уверенный рост, до зрелости индустрии еще далеко: многие люди уже знают о цифровой медицине, однако реально пользовались услугой только 8% россиян, указывают аналитики Smart Ranking. Инновации в разных сферах должны внедряться с разной скоростью: в медицине она ниже в силу того, что речь идет о безопасности жизни человека, и поэтому любые инновации должны проходить этапы клинических исследований и тщательного тестирования, убежден Сергей Лежнин из «Доктис». Нет задачи, рассуждает он, максимально ускорить процесс внедрения технологий, есть задача обеспечить безопасность жизни пациента, доступность и качество медицинской помощи.
«Конкуренция в 2023 году будет только расти, хотя это во многом будет конкуренция по цене, — прогнозирует Джейхун Рахметов из Budu. — Игрокам, которые хотят развиваться, нужно будет научиться предлагать пользователям качественный медицинский продукт по привлекательным ценам». Для части участников рынка возникнут проблемы финансирования, иностранные инвесторы обходят Россию, а российские весьма осторожны, полагает генеральный директор «Этнамед» Андрей Барсуков: «В то же время между участниками рынка, имеющими возможность работы с государственными бюджетами различного уровня и средствами ОМС, продолжится борьба с использованием лобби».
Кроме того, как отмечают в Budu, компаниям для успешного развития необходимо объединять три основные компетенции: медицинскую, IT и страховую. «Те, кому не хватает экспертизы в той или иной сфере, ищут партнеров, покупают технологии, активно нанимают специалистов, — объясняет Рахметов. — Прослеживается четкий тренд на рост компаний-лидеров за счет более мелких игроков: не все смогли найти свою нишу и бизнес-модель, монетизировать интересные идеи, поэтому маленькие стартапы продают свои технологии».
Роман РОЖКОВ, редакция Forbes
Вся пресса за 27 марта 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Технологии, Добровольное медицинское страхование, Умное страхование, телематика, Хайтек и инновации
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
19 февраля 2025 г.

|
|
Кабардино-Балкарская правда, Нальчик, 19 февраля 2025 г.
Страховщик решил сэкономить

|
|
ТАСС, 19 февраля 2025 г.
В РФ отметили скачок спроса на страховку для покупателей жилья в рассрочку

|
|
Курган и курганцы, 19 февраля 2025 г.
Ирина Виноградова: «Большая вода небрежности не прощает»

|
|
Forbes, 19 февраля 2025 г.
СМИ узнали об обсуждении в Госдуме страхования закрепленных за ее руководством Aurus

|
|
Агроэксперт, 19 февраля 2025 г.
Агрохолдинг на Кавказе получил 40 млн рублей за поврежденные штормом сады

|
|
Фармацевтический вестник, 19 февраля 2025 г.
Минздрав обновит правила страхования жизни участников клинических исследований

|
|
РИА Карачаево-Черкесия, 19 февраля 2025 г.
Условные сроки получили двое жителей КЧР за инсценировку ДТП для получения страховых выплат

|
|
Sputnik Азербайджан, 19 февраля 2025 г.
Фермеры в Азербайджане получили в два раза больше страховых выплат

|
|
ПРАЙМ, 19 февраля 2025 г.
Страховщики рассказали, какие автомобили чаще портят вандалы

|
|
Известия онлайн, 19 февраля 2025 г.
В России выросла средняя выплата по ОСАГО

|
|
Интерфакс, 19 февраля 2025 г.
В Казахстане введут цифровое страхование авиапассажиров от задержек рейсов

|
|
Версия, 19 февраля 2025 г.
Из-за подорожания медицинских услуг частные клиники могут потерять часть клиентов по ДМС

|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 19 февраля 2025 г.
Суд пояснил, в чью страховую компанию следует обращаться потерпевшим при ДТП

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 19 февраля 2025 г.
В России подешевел полис ОСАГО: итоги 2024 года

|
|
Ведомости, 19 февраля 2025 г.
За 2024 год диспансеризацию прошли более 82 млн взрослых

|
|
Банковское обозрение, 19 февраля 2025 г.
Unit-linked по-русски

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 19 февраля 2025 г.
Россиянам рассказали, какие автомобили чаще всего портят вандалы

|
 Остальные материалы за 19 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|